Классификация государственных пенсионных фондов
ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам [9].
Структурно она может быть представлена так:
федеральный уровень - Пенсионный фонд Российской Федерации (правление, исполнительная дирекция);
федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
уровень субъектов Российской Федерации - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в районах (городах).
На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обеспечению граждан.
Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для ПФР характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.
В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и его органы социальной защиты населения; Минфин России и подведомственные ему органы; Минэкономразвития России и подчиненные ему органы; ФНС России и его нижестоящие органы; Федеральное агентство связи и его отделения; Федеральная служба государственной статистики и ее органы на местах; Минюст России; Банк России и его региональные органы; Сбербанк России и его система банков; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; негосударственные пенсионные фонды; Федерация независимых профсоюзов России и их отраслевые органы [12].
Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность в полном объеме.
Создание управлений ПФР в федеральных округах вызвано необходимостью координации деятельности органов, подведомственных ПФР, по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.
В соответствии с постановлением правления ПФР от 9 октября 2000 г, «О создании управлений ПФР в федеральных округах» было создано соответственно 7 таких управлений.
Управление ПФР в федеральном округе является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР. В своей деятельности оно подчиняется ПФР и руководствуется Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, решениями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР.
На управление возложено решение многих задач. Оно координирует деятельность отделений ПФР в федеральном округе и осуществляет контроль за ними в пределах, установленных правлением ПФР; взаимодействует с соответствующим полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе; координирует программы социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан [11].
Управление ПФР в федеральном округе осуществляет следующие основные функции:
координирует деятельность отделений ПФР;
анализирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе;
участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР и отчетов руководству ПФР о его исполнении в федеральном округе.
В состав управления могут входить такие структурные подразделения - отделы:
координации деятельности отделений ПФР в федеральном округе и контроля;