Рейтинговый анализ конкурентоспособности строительного предприятия
Под рейтингом понимают обобщенную комплексную характеристику предприятия, определяющую его место на рынке. Рейтинговая оценка основана на отнесении предприятии к какому-либо классу или группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Она может быть инструментом внутрихозяйственного анализа, но в основном служит целям межхозяйственного сравнительного анализа.
В систему показателей рейтинговой оценки входят индикаторы, характеризующие основные аспекты деятельности предприятия, представляющие интерес для потенциальных потребителей и партнеров, а также показатели, отражающие его финансовое состояние.
Рейтинг предприятия, проведенный на основе методик, адекватно отражающих конкурентные преимущества на рынке строительных работ, позволит заказчику сделать правильный выбор подрядчика, а также послужит одним из аргументов для инвесторов и поставщиков.
Рейтинговый список строительных организаций публикуется в профессиональных, деловых и массовых средствах информации. Предусматривается рейтинговая оценка строительных предприятий по следующим критериям:
выполнение производственной программы;
качество работ;
показатели выполнения обязательств по договорам подряда;
технический уровень строительства;
При определении рейтинга строительной организации следует учитывать:
наличие самостоятельного баланса и лицензии на ведение работ;
широту специализации;
производственную базу;
территориальную привязку, радиус действий организации.
К показателям хозяйственной деятельности, которые можно считать рейтингообразующими, относятся:
производственная мощность организации, млн. руб.;
объем строительных работ, выполненных в отчетном году, млн.руб./год;
объем строительных работ, выполненных собственными силами, млн.руб./год;
количество одновременно сооруженных объектов в отчетном году;
количество сданных заказчику объектов в отчетном году;
договорная первоначальная цена и фактические затраты по сданным объектам, млн.руб.;
договорная и фактическая продолжительность строительства объектов в отчетном году, мес.;
основные и оборотные средства организации на конец отчетного года, млн.руб.;
численность работающих на конец отчетного года.
Для расчета коэффициента используется показатель условно-эталонной рентабельности =0,2.
Общая формула рейтингового показателя имеет вид:
Р=30 К + 10К + 20*0,5 + К + 15К + 15*0,5*К + 10К.
К недостаткам рекомендуемой системы оценки можно отнести излишнюю агрегированность показателей. В частности, это относится к коэффициенту К, объединяющему соблюдение сроков строительства и финансовую обеспеченность организации. Причиной нарушения сроков является не только ограниченное финансирование.
Критерии определения рейтинга должны отражать все аспекты их деятельности и обеспечивать потенциальных партнеров полной информацией об их текущем состоянии и перспективах развития.
В заключении можно отметить, что приведенные подходы и методики не решают всех проблем, связанных с формированием аналитического инструментария в строительстве, но позволяют существенно снизить риск и неопределенность принятия стратегических решений на уровне хозяйствующих субъектов.
2. Технико-экономическое обоснование строительства кирпичного завода мощностью 5000 тыс. шт. кирпича в год