• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Методы финансового анализа

Основу любой науки составляют ее предмет и метод. Предмет финансового анализа, т. е. то, что изучается в рамках данной науки, - финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода. Метод финансового анализа- это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности, субъектов хозяйствования, т. е. триада:

М ={К,I,Р},

где К - система категорий;- научный инструментарии;

Р - система регулятивных принципов.

Первые два элемента характеризуют статистическую компоненту метода, последний элемент - его динамику. Научный инструментарий (аппарат) финансового анализа - это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др. В финансовом анализе и управлении также могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Первый уровень классификации выделяет качественные (логические) и количественные (формализованные) методы анализа.

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

♦ метод сравнения;

♦ метод построения систем аналитических таблиц;

♦ метод построения систем аналитических показателей;

♦ метод экспертных оценок;

♦ метод сценариев;

♦ психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т.д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

♦ метод абсолютных, относительных и средних величин;

♦ метод сравнения;

♦ вертикальный анализ;

♦ горизонтальный анализ;

♦ трендовый анализ;

♦ факторный анализ;

♦ анализ с помощью финансовых коэффициентов;

♦ метод экспертных оценок.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

I. Метод абсолютных, относительных и средних величин

. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

.1. Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены