• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Становление и развитие денежно-кредитной системы Украины

Ситуацией, сложившейся на 15 марта, объем средств на корреспондентских счетах коммерческих банках составил 2629 млн. грн., что значительно превышает показатель конца 1999 года (2055 млн. грн.). При этом объем денежной массы также значительно увеличился (таблица 1).

Жестокая денежно-кредитная политика 1994-1995 годов была необходимой для преодоления гиперинфляции и достигла своей цели. Тем временем проявляются также негативные последствия, связанные с продолжением такой политики. В первую очередь, это кризис платежей. возрастания задолженности субъектов хозяйствования, увеличение внешнего долга, сокращение объемов производства.

В структуре кредиторской задолженности долг между предприятиями Украины составила 85,7 процентов (или 196,4 млрд. грн.), а между субъектами хозяйственной деятельности Украины и республик бывшего СССР - 6,2 процента (или 14,2 млрд. грн.).

Нельзя добиться успехов в развитии экономической системы и решить главные задания в денежно - кредитной сфере, постоянно сокращая реальный объем ВВП и увеличивая задолженность по выплате заработной платы и пенсий.

Когда в 1995 году наметилась тенденция к снижению процентных ставок межбанковских кредитов и депозитов, дисконтной ставки НБУ и темпов инфляции, правительство Украины приняло решение о выпуске государственных ценных бумаг - ОВГЗ. Этим было основано функционирование фондового рынка в нашей стране.

На протяжении 1995 года было размещено три выпуска государственных ценных бумаг. С 1996 года эти облигации становятся одним из главных источников покрытия государственного бюджета. Дефицит бюджета - это дополнительный налог, который может быть покрытый или через инфляцию, или через введение дополнительных налогов. Кроме этого, он может быть покрыт за счет разных форм займов. В данном случае такие займы являются оправданными лишь только тогда, когда они способствуют увеличению будущих расходов или сокращению будущих бюджетных затрат, т.е. имеют дополнительный уровень прибыльности, что позволяет государству в будущем погасить основную сумму долга и оплатить проценты по нему. К таким затратам принадлежат инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности не должен превышать сумму государственных инвестиций.

Всего в 1996 году были выпущены облигации номинальной стоимостью 3062,9 млн. грн., из которых 1571 млн. пошли на покрытие дефицита государственного бюджета. Доходность облигаций внутренних государственных займов в национальной валюте фактически сходился с доходностью в долларовом эквиваленте. Это было привлекательным не только для украинских субъектов рынка, но и для нерезидентов. В результате Министерство финансов Украины и НБУ продали нерезидентам облигации внутренних государственных займов на общую суму около 400 млн. грн.

Уже в 1997 году ситуация существенно изменилась. К середине года доходность ОВГЗ значительность снизилась. НБУ и Министерство финансов Украины приняли меры к ограничению размещения на первоначальных аукционах. и особенно - их продажу нерезидентам. которые имели на руках приблизительно 50% общего объема их продаж. Сдерживание нерезидентов от дальнейшего средств в ОВГЗ обусловило повышенный спрос на иноземную валюту и сокращение валютных резервов НБУ, угрожая резким снижением курса гривны. Выходом из ситуации, которая сложилась, стало новое размещение ОВГЗ. В конце 1997 количество аукционов составило 591 (против 28 и 285. соответственно, в 1995 и 1996 годах.).

На начало 1998 года рынок государственных облигаций характеризовался огромными долгами по выплате и практически полным отсутствием спроса. В 1 м полугодии часть НБУ на первоначальных аукционах по размещению ОВГЗ достигла 63% (против 28% за тот самый период 1997 года.). Нерезиденты, дождавшись погашения облигаций, выходили из украинского рынка, конвертируя гривну в валюту. В конце 1998 года рынок ОВГЗ достиг окончательной стадии стагнации, поскольку единственным покупателем государственных облигаций остался НБУ, для которого их доходность не играла никакой роли. Государство не способно было погашать кредиты с процентами, именно на что были приняты меры, касающиеся конверсии ОВГД.

Все ОВГЗ со сроком погашения до 27 августа 1999 года, которые принадлежали банкам - резидентам, были аннулированы и заменены на долгосрочные конверсионные облигации, которые будут погашены в 2001-2004 году гг. (с доходностью в 1999 г. на уровне 40%, а в последующие годы - за средневзвешенной ценой аукциона). При этом нерезидентам было предложено конверсировать ОВГЗ в, с гарантированной валютной доходностью на уровне 20%.

С 1 января 1999 года долг высшего органа исполнительной власти Украины перед НБУ достиг 7, 5 млрд. грн. Одну часть этой суммы (3,4 млрд. грн.) составили просроченные эмиссионные кредиты Министерства финансов Украины. а вторую (4 млрд. грн.) - задолженность по просроченным кредитам. полученных в иностранной валюте для финансирования дефицита государственного бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены