Показатели оценки финансового состояния предприятия
) Обратный коэффициент оборачиваемости (коэффициент закрепления оборотных активов на 1 руб. реализованной продукции):
(4)
Показатели оборачиваемости оборотных активов могут исчисляться по всем оборотным активам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам.
) Оборачиваемость товарных запасов и готовой продукции:
=
(5)
) Период оборота запасов в днях:
(6)
6) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
=
(7)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффициента выручка от реализации считается по переходу права собственности, то увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит, его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.
) Период погашения дебиторской задолженности в днях:
=
(8)
Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее не погашения. Этот показатель следует рассматривать по юридическим и физическим лицам, видам продукции, условиям расчетов, т. е. условиям заключения сделок.
) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
=
(9)
Данный коэффициент характеризует расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного предприятию. Если коэффициент увеличивается, то повышается оборачиваемость кредиторской задолженности, снижается коммерческий кредит, предоставленный предприятию. Если уменьшается, то можно сделать обратный вывод.
) срок оборачиваемости кредиторской задолженности в днях:
=
(10)
Данный коэффициент характеризует средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам в днях.
При этом указанные коэффициенты характеризуют количество оборотов совершаемых активами или пассивами за период, а периоды оборотов продолжительность одного оборота в днях.
Результатом ускорения оборачиваемости активов и пассивов является повышением уровня рентабельности. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Обобщающий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели - они практически не подвержены влиянию инфляции.
Основными показателями рентабельности являются следующие.
) Рентабельность продаж определяется отношением прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг к выручке от продаж.
(11)
) Рентабельность активов показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:
(12)
) Рентабельность текущих активов показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы:
=
(13)
) Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале:
=
(14)
Коэффициенты рентабельности могут быть рассчитаны также по отдельным видам активов предприятия, отдельным формам привлеченного им капитала, отдельным объектам реального и финансового инвестирования.
В процессе анализа рентабельности рассчитывается показатель оценки распределения прибыли, а именно «Модель Дюпона». Дюпоновская система финансового анализа, разработанная фирмой «Дюпон» (США), предусматривает разложение показателя «коэффициент рентабельности активов» на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе.