Разработка направлений финансового оздоровления предприятия с неудовлетворительной структурой баланса на примере ООО «Агат» и оценка их эффективности
Значительную поддержку сложным и трудоемким процессам управления дебиторской и кредиторской задолженностью способна оказать система автоматизации организации. К сожалению, применяемые сейчас на большинстве организаций средства автоматизации слабо ориентированы на потребности управления задолженностью: в бухгалтерской программе данные появляются со значительным отставанием и не содержат многих критичных для управления параметров задолженности; программы оперативного учета реализации, закупок и других служб нередко не связаны между собой (а зачастую и с бухгалтерией), дублируют данные друг друга, не позволяя создать целостную картину движения обязательств.
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью, а также уменьшения ее суммы можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:
1.Установить систему взыскания долгов.
При решении проблемы дебиторской задолженности предприятию необходимо отработать систему взыскания долгов. Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются:
направление писем,
телефонные звонки,
персональные визиты,
продажа задолженности специальным организациям.
. Аккумулировать информацию о состоянии дел клиентов предприятия.
. Для выяснения реальности взыскания долгов с покупателей и долгов, носящих сомнительный характер (задолженность свыше 3 месяцев), необходимо проверить, имеются ли акты сверки расчетов и письма, в которых дебиторы признают свою задолженность, не пропущены ли сроки исковой давности. По долгам, нереальным к взысканию, в установленном порядке сформировать резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погасить путем списания их на убытки предприятия как дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Чтобы управлять дебиторской задолженностью, необходимо строже контролировать выполнение договорных обязательств.
4. Усложняют управление дебиторской задолженностью случаи, когда несколько выставленных счетов погашаются одним платежным поручением или, наоборот, когда один счет погашается несколькими платежными поручениями. В этом случае не всегда ясно, за что расплатился дебитор и какой из счетов просрочен. Если в назначении платежа дебитором не указано иное, рекомендуется использовать метод ФИФО, то есть считать, что покупатели сначала погашают наиболее ранний из выставленных и неоплаченных счетов.
На каждую услугу необходимо заключать дополнительное соглашение к договору поставки и требовать от клиентов указания в платежном поручении его номера и даты. Но для рамочных договоров, когда дополнительные соглашения не заключаются, и предоставляется услуга одного наименования, применение метода ФИФО при соотнесении выставленных счетов и поступивших платежей оправданно. Определив критический срок оплаты и принципы соотнесения поступающих платежей и выставленных счетов, несложно понять, какова доля просроченной дебиторской задолженности и на сколько дней она просрочена. На основании этих данных можно оценить рост затрат, связанный с незапланированным отвлечением средств из оборота компании (стоимость привлечения средств), а также обосновать размер пеней, закладываемых в договор.
Например, ООО «Агат» для контроля поступления платежей и ведения статистики средней просрочки по каждому дебитору формируется отчет о списании дебиторской задолженности (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Отчет о списании дебиторской задолженности ООО «Агат» на 12.02.10
Счета-фактуры выставленные |
Платежные поручения полученные |
Текущая задолженность на дату поступления платежа, тыс. руб. |
Период просрочки, дн. | ||
№ |
Критический срок оплаты по выставленному счету |
Дата |
Сумма, тыс. руб. | ||
103 |
13.01.10 |
18.01.10 |
16 |
100 |
5 |
20.01.10 |
20 |
84 |
7 | ||
22.01.10 |
50 |
64 |
9 | ||
23.01.10 |
14 |
14 |
10 | ||
109 |
08.01.10 |
06.01.10 |
200 |
200 |
2-1 |
13.01.10 |
16.01.10 |
200 |
200 |
3 | |
18.01.10 |
22.01.10 |
100 |
150 |
4 | |
23.01.10 |
50 |
50 |
5 | ||
23.01.10 |
29.01.10 |
50 |
50 |
6 | |
141 |
20.01.10 |
22.01.10 |
450 |
450 |
2 |
31.01.10 |
30.01.10 |
150 |
150 |
-1 | |
<1> Отрицательный период просрочки означает, что платеж покупателем был осуществлен до наступления критического срока оплаты. |