Этапы инновационного процесса в ООО ПТПА «Пензтяжпромарматура - Вектор»
Инновационный процесс - более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и с различной степенью детализации.
Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.
Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования→разработки→производство».
Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование, так и создание, распространение, использование конкретного продукта, технологии, услуги.
Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР.
На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов.
На третьем этапе инновационного процесса выполняют ОКР. Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можно сделать вывод об экономической целесообразности их финансирования.
На четвертом этапе осуществляется процесс запуска нововведения в производство и выход на рынок в качестве товара.
Предприятия не обязательно должны самостоятельно вести научные исследования и разработки. Они могут заниматься непосредственно внедрением в производство уже выполненных проектов, а предварительную разработку инновационных проектов с соответствующим финансированием предоставить высококвалифицированным творческим коллективам.
Руководство ООО ПТПА «Пензтяжпромарматура - Вектор», изучив рынок, решило, что необходимо изменить конструкцию изготавливаемых изделий, что при достаточно высоком инновационном потенциале позволит повысить конкурентоспособность предприятия. Было принято решение о доработке конструкции привода и внедрении на предприятии новой технологии изготовления приводов.
Выбрав стратегическое направление, нужно было приступать и к тактическим действиям, направленным на практическую реализацию этого выбора.
Первым шагом на этом пути стало определение потенциальных новаторов, то есть людей со специфическим складом ума, из состава работников предприятия и создание временного творческого коллектива для разработки и внедрения новации. Положительное решение об инвестировании на эти цели может быть принято, после проведения маркетинговых исследований рынка и экономических расчетов по коммерциализации новой продукции.
При запуске в производство потребовались крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на товар еще неизвестна и инвестиции носят рисковый характер.
В связи с большими объемами предстоящих работ и крупными затратами было принято применить программно-целевой метод планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции.
В процессе программно - целевого планирования было построено «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разработана целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.