Анализ деловой активности
При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового анализа, для оценки интенсивности использования активов применяют коэффициент оборачиваемости активов. Он характеризует эффективность использования активов с точки зрения объёма продаж. Показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.
Таблица 2.7
Показатели оборачиваемости активов
Показатели оборачиваемости активов |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Относительное отклонение (%) |
Коэф оборачиваемости |
0,54 |
0,52 |
0,30 |
-44,76 |
Длительность оборота |
1,84 |
1,91 |
3,33 |
81,03 |
В 2009 году на 1 рубль средств вложенных в активы предприятия приходилось 0,3 рублей выручки от реализации продукции, при этом показатель за исследуемый период уменьшился на 44,76%. В свою очередь длительность 3, 33 дня и увеличилась на 81,03%. Отрицательная тенденция показателей оборачиваемости свидетельствует об ухудшении деловой активности предприятия и связана с уменьшением выручки от реализации продукции.
Рентабельность характеризует результативность деятельности промышленного предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет промышленное предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Таблица 2.8
Показатели рентабельности
Показатели рентабельности |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Абсолютное отклонение |
Рентабельность продукции |
0,55 |
0,55 |
0,37 |
-0,17 |
Рентабельность продаж |
0,30 |
0,30 |
0,18 |
-0,12 |
Рентабельность активов |
0,118 |
0,083 |
0,003 |
-0,12 |
Рентабельность внеоб. средств |
0,161 |
0,111 |
0,004 |
-0,16 |
Рентабельность об. средств |
0,44 |
0,33 |
0,01 |
-0,43 |
Рентабельность СК |
0,138 |
0,124 |
0,004 |
-0,13 |
Рентабельность ЗК |
0,84 |
0,25 |
0,01 |
-0,84 |
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Рентабельность продаж на ОАО «Северсталь за рассматриваемый период снизилась на 12 % и в 2009 году на составила 18%, т.е. с 1 рубль проданной продукции предприятие получила 18 рублей прибыли, что связано с падением цен на продукцию на мировом рынке стали.