Правовое регулирование взимания ндс в республике Беларусь
. При вступлении в ТС в условиях отмены таможенного контроля функции контроля за порядком уплаты НДС полностью перешли к налоговым органам стран - участниц ТС. Разработана нормативная база в этой области направленная на взаимодействие налоговых органов стран в отношении передачи своевременной, достоверной и полной информации.
. В странах - участницах ТС внесены изменения в нормативные документы приводящие налогообложение в этих странах в соответствие с международными договорами ТС. Изменения направлены на унификацию налоговых законодательств стран ТС в том числе в отношении порядка взимания НДС: документов обосновывающих поведение налогоплательщиков, сроков и льготного налогообложения, что влечет за собой качественные изменения налоговых систем, их гармонизацию.
. Основные особенности взимания НДС определенные на основе сравнения перемещения товаров между странами - участницами ТС и перемещения товаров в третьи страны следующие:
механизмы регулирования взимания налога в первом случае налоговыми органами, во втором - таможенными органами, в этом случае таможенные органы взимают НДС на таможенной границе ТС;
нормативно-правовое регулирование взимания НДС при перемещении товаров через границу ТС определяется прежде всего ТК ТС, осуществляющим единую правовую основу трех стран, в случае перемещения товаров между странами ТС нормативно-правовое регулирование определено международными соглашениями и протоколами качественно отличных от требований и механизмов указанных в ТК ТС;
нормы ТК ТС отличаются прежде всего особенностями возникновения и прекращения уплаты налога, особенности предоставления обеспечения уплаты налога, сроки, особенности предоставляемых подтверждающих документов и другие. ТК ТС обязанность по уплате связывает с помещением товара под определенную таможенную процедуру. Нормы ТК ТС предусматривают регулирование взимания НДС национальными налоговыми нормативно-правовыми актами, в части не урегулированной ТК ТС.
несовершенство информационного обмена между налоговыми и таможенными службами третьих стран и стран - участниц ТС, наличие большого количества международных договоров с отличными друг от друга условиями.
. При анализе законодательств стран ТС регулирующих поведение налогоплательщиков по уплате НДС при перемещении товаров работ услуг между странами - участницами ТС следует отметить, что за каждой из стран сохраняется право взимать налог в соответствии с национальным законодательством. В части отличий во взимании НДС разных стран - участниц ТС определили:
различие ставок НДС при импорте из стран - участниц ТС;
особенности определения сумм налога внутри страны и определения сумм НДС при перемещении товара между странами ТС;
различия при взимании НДС при импорте из стран - участниц ТС и взимания внутри страны в рамках одного государства-члена ТС;
нет единых форм документов подтверждающих перемещение товаров, работ, услуг;
не все страны используют счета-фактуры при оформлении;
различны структуры налогов разных стран - участниц ТС, в связи с чем страна может менять ставку НДС в целях более выгодного экономического положения за счет увеличения других налогов не меняя при этом общей налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В связи с чем можно утверждать о политико-экономической составляющей данного налога;
при относительном единстве способов обеспечения уплаты налогов, ответственности за нарушения налогового законодательства порядок их применения отличен в каждой из стран - участниц ТС.