Оценка финансовых операции отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
Низкая страховая культура населения.
Основной задачей развития страхования и страховой деятельности в стране является восстановление и дальнейшее повышение страховой культуры населения. В настоящее время можно констатировать, что низкий уровень развития страхового рынка сложился, в том числе в силу недостаточной страховой культуры населения. К числу причин этого можно отнести негативное отношение к страхованию в целом (недоверие населения), исторически сложившуюся ориентированность населения на социальную и иную помощь со стороны государства, отсутствие доступной информации о страховых продуктах, деятельности страховых организаций, в том числе в силу их низкой рекламной активности, непонимание смысла страховых услуг, отсутствие позитивных материалов о деятельности страховых организаций в средствах массовой информации, высокие страховые тарифы, несопоставимые с доходами населения, невыгодные условия страхования.
В частности, страховые организации довольно редко освещают вопросы страхования и страховой деятельности в средствах массовой информации, в том числе через республиканские печатные издания, на республиканском радио и телевидении. Все эти факты свидетельствуют о не достаточно активной работе самих профессиональных участников страхового рынка и государственных органов в этом направлении. Поэтому необходимо повышение информированности населения об использовании страхования в качестве эффективного механизма защиты своих имущественных интересов, дополнительных социальных гарантий и формирование положительного отношения к страхованию.
Для этого необходимо осуществление следующих мероприятий:
) проведение на регулярной основе совместной с профессиональными участниками страхового рынка их объединений просветительской и разъяснительной работы населения, направленной на предоставление более полной и объективной информации о рынке страховых услуг и страховых продуктах, в том числе по вопросам защите прав потребителей финансовых услуг;
) регулярное проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение уровня профессионального образования участников страхового рынка;
) информирование население о незаконной либо неправомерной деятельности на страховом рынке, в том числе страховых агентов и других посредников страховых организаций - нерезидентов Республики Казахстан на территории Республики Казахстан;
) унификация правил страхования, терминологии, используемой при заключении договоров страхования (перестрахования) и других документов, используемых в страховой деятельности;
) введение правил поведения на страховом рынке (этический кодекс).
Указанные мероприятия, прежде всего, должны быть направлены на раскрытие информации о:
природе и сути страхования и задачах, которые могут быть решены посредством страхования;
деятельности страховых организаций и других профессиональных участников страхового рынка, специфики, осуществляемых ими функций;
конкретных экономических механизмах использования отдельных видов страхования.
В формировании страховой культуры населения велика роль самих страховых организаций и их объединений, которым необходимо активизировать взаимодействие со средствами массовой информации путём увеличения объёмов освещения вопросов страхования на телевидении, радио, в сети Интернет; размещения групповой социальной рекламы; объявления конкурсов на лучшее освещение вопросов страхования и публикацию материалов о деятельности страховых организаций, в том числе об урегулировании страховых случаев; организации образовательных и обучающих программ для широких слоев населения; проведения маркетинговых исследований, изучающих спрос населения на страховые услуги и, при необходимости разработки новых страховых продуктов. Также, страховым организациям и их объединениям необходимости обеспечить мониторинг за деятельностью своих подразделений, вспомогательных и медицинских учреждений, осуществляющих обслуживание страхователей.