Инструменты и методы прогнозирования и планирования на макроуровне: Государственный бюджет, кредитно-денежные отношения, платежный баланс и валютный курс
При прогнозировании финансового счета необходимо различать три основные категории: прямые инвестиции, перемещения среднесрочного и долгосрочного капитала и краткосрочные перемещения.
Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестиционных возможностей и перспективами быстрого экономического роста. Наличие четких сформированных правил и положений представляют собой составную часть климата, благоприятного для инвестиций, точно так же, как и заслуживающая доверие политика правительства, направленная на достижение стабильности макроэкономических показателей.
Для планирования притока государственного среднесрочного и долгосрочного капитал можно использовать информацию, содержащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также информацию из стран-инвесторов.
Доступ многих стран к международным займам ограничен и склонен изменяться в зависимости от условий, преобладающих на международных рынках капитала.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть регламентированной решением правительства или его главным финансово-кредитным органом (национальным банком).
Спрос и предложение валюты зависят от экспорта и импорта.
Увеличение экспорта ведет к росту стоимости валюты этой страны. Увеличивается стоимость валюты и при уменьшении импорта. Вместе с тем воздействие экспорта и импорта на обменный курс взаимозависимы. Степень воздействия увеличивающегося экспорта на обменный курс зависит от реакции импорта на этот курс, и наоборот.
При прогнозировании валютного курса используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование.
Рассмотрим результаты составления финансового прогноза на макроуровне.
Среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики (СПБ), подготовлен Министерством финансов во исполнение поручений Президента и Правительства КР, а также Меморандума об экономической политике, согласованного с Международным валютным фондом (МВФ). Документ в среднесрочном формате готовится уже несколько лет. Каждый год проводится детальный анализ, и вносятся коррективы на очередную среднесрочную перспективу.
СПБ – инструмент Правительства КР для улучшения бюджетного планирования и эффективного использования государственных ресурсов. Его цель состоит в том, чтобы определить стратегические ориентиры и предоставить рекомендации для подготовки бюджета на 2006 год. Представленный для рассмотрения СПБ разрабатывался в период с декабря 2004 по март 2005 гг., и определяет схему подготовки бюджета на 2006 год.
СТРУКТУРА РЕСУРСОВ СПБ
Доходы государственного бюджета с учетом официальных трансфертов и без учета грантов на ПГИ в среднесрочной перспективе возрастут на 49,4% (с 18 811 млн. сом в 2005 году до 28 103 млн. сом в 2008 году).
Государственные расходы, с учетом внешнего финансирования ПГИ увеличатся на 29,9%. При этом, расходы государственного бюджета в процентах к ВВП сократятся с 25,6% в 2005 году до 24,4% в 2008 году.
В Таблице 1 показана структура бюджетных ресурсов СПБ на период с 2006 по 2008 год.
Таблица 1
.
Обзор структуры бюджетных ресурсов, млн. сом
2004 факт |
2005 прогноз |
2006 прогноз |
2007 прогноз |
2008 прогноз | |
Поступления в бюджет |
18 690,9 |
20 908,3 |
24 220,0 |
26 274,4 |
28 418,0 |
Внутренние поступления |
17 620,2 |
19 313,1 |
21 637,0 |
24 027,0 |
26 633,0 |
Внешние гранты1 |
1 070,8 |
1 595,2 |
2 583,0 |
2 247,4 |
1 785,0 |
Чистые заимствования |
437,7 |
451,0 |
409,8 |
413,6 |
418,0 |
Финансирование |
4 230,1 |
4 434,0 |
4 195,0 |
4 440,0 |
4 668,0 |
Чистое внешнее финансирование |
3 934,9 |
4 333,9 |
4 857,8 |
3 920,0 |
3 994,7 |
Чистое внутреннее финансирование |
83,8 |
-29,9 |
-812,9 |
370,0 |
523,3 |
Поступления от приватизации |
211,4 |
130,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Всего |
23 358,6 |
25 793,3 |
28 824,8 |
31 128,1 |
33 504,0 |
Темп роста |
110,4 |
111,8 |
108,0 |
107,6 | |
% ВВП |
24,8 |
25,1 |
25,4 |
25,0 |
24,4 |
1 Включая гранты для поддержки бюджета и ПГИ. |