Инструменты и методы прогнозирования и планирования на макроуровне: Государственный бюджет, кредитно-денежные отношения, платежный баланс и валютный курс
Макроэкономические прогнозы (см. Таблицу 2) основываются также на следующих предположениях:
· Высокие цены на сырьевые товары и позитивные внутренние процессы обеспечат продолжение быстрого экономического роста в соседних экономиках основных торгово-экономических партнеров, Казахстана, России и Китая. Это обеспечит дальнейшее увеличение спроса на экспортные товары Кыргызстана (аграрная продукция, перерабатывающие предприятия, стройматериалы, услуги) при условии, что торговый режим с этими странами не ухудшится. Учитывая, что все эти страны находятся в той или иной стадии вступления в ВТО, последнее является реалистичным предположением.
· Сохранение благоприятной конъюнктуры на рынке золота позволит компенсировать постепенное снижение объема производства на месторождении золота Кумтор, связанное с естественным истощением запасов, вводом в эксплуатацию других крупных месторождений золота «Талды-Булак Левобережный» и «Джеруй».
· Решение внешнеполитических вопросов, являющихся основной предпосылкой реализации этих проектов, позволит реально начать развитие крупных проектов в энергетическом и транспортном секторах (Камбаратинская ГЭС, железная дорога Узбекистан-Кыргызстан-Китай - в 2008 году)
Среднесрочная оценка доходной части бюджета
В период с 2002 по 2004 год доходы консолидированного бюджета уверенно росли как в абсолютном выражении, так и в процентах к ВВП, увеличившись на 27,2% - с 14,4 млрд. сомов (19,1% к ВВП) в 2002 г. до 18,3 млрд. сомов (19,5% ВВП) в 2004 году (см. Таблицу 3). Объем налоговых поступлений возрос на 33,5% при среднегодовом темпе роста 115,5%, а их доля в ВВП с 13.9% до 14.9%.
Таблица 3. Динамика поступлений доходов в бюджет за 2002-2004 гг.
, млн. сом
2002 факт |
% ВВП |
2003 факт |
% ВВП |
2004 факт |
% ВВП |
% роста, 2002-2004 | |
Всего доходов и грантов |
14 411,7 |
19,1 |
16 209,8 |
19,3 |
18 335,9 |
19,5 |
127,2 |
Всего доходов |
13 588,1 |
18,0 |
15 748,7 |
18,8 |
17 620,2 |
18,7 |
129,6 |
Налоговые поступления |
10 474,7 |
13,9 |
11 912,8 |
14,2 |
13 986,6 |
14,9 |
133,5 |
Подоходный налог |
1 083,3 |
1,4 |
1 208,0 |
1,4 |
1 442,9 |
1,5 |
131,3 |
Налог на прибыль |
967,6 |
1,3 |
913,1 |
1,1 |
918,6 |
1,0 |
94,9 |
НДС |
4 793,7 |
6,4 |
5 522,9 |
6,6 |
6 829,9 |
7,3 |
142,5 |
Налог с розничных продаж |
410,4 |
0,5 |
470,8 |
0,6 |
548,0 |
0,6 |
133,5 |
Акцизный налог |
1 082,0 |
1,4 |
1 164,0 |
1,4 |
1 245,2 |
1,3 |
115,1 |
Земельный налог |
318,2 |
0,4 |
312,2 |
0,4 |
335,2 |
0,4 |
105,3 |
Дорожный налог |
378,5 |
0,5 |
444,1 |
0,5 |
478,0 |
0,5 |
126,3 |
Отчисления в ФПЛЧС |
651,3 |
0,9 |
728,8 |
0,9 |
835,4 |
0,9 |
128,3 |
Таможенные пошлины |
418,9 |
0,6 |
422,8 |
0,5 |
449,4 |
0,5 |
107,3 |
Другие налоги |
370,8 |
0,5 |
726,1 |
0,9 |
904,0 |
0,9 |
243,8 |
Неналоговые доходы |
2 983,9 |
4,0 |
3 699,1 |
4,4 |
3 418,9 |
3,6 |
114,6 |
Доходы от операций с капиталом |
129,5 |
0,2 |
136,7 |
0,2 |
214,7 |
0,2 |
165,8 |
Гранты |
823,6 |
1,1 |
461,2 |
0,5 |
715,8 |
0,8 |
86,9 |
Номинальный ВВП |
75 366,7 |
83 871,6 |
94 078,4 |