Инструменты и методы прогнозирования и планирования на макроуровне: Государственный бюджет, кредитно-денежные отношения, платежный баланс и валютный курс
В текущем 2005 году доходы консолидированного бюджета планируются в объеме 19,8 млрд. сомов (прирост в сравнении с 2004 годом на 8,0%), или на уровне 19,3% к ВВП. При этом налоговые поступления возрастут до 15,5 млрд. сомов (15,1% ВВП) при темпе роста в сравнении с 2004 годом 10,9%.
Планируемые показатели будут достигнуты, прежде всего, за счет роста экономической активности, а также улучшения налогового администрирования. В 2005 году будет рассмотрена возможность повышения ставок земельного налога и связанных с ним социальных взносов, поскольку вклад первичного аграрного сектора в налоговые доходы остается незначительным.
В среднесрочной перспективе основой для дальнейшего роста доходной части бюджета будет прогнозируемый рост экономики. Небольшое увеличение налоговых поступлений за период СПБ 2006-2008 с 15,1% ВВП (2005 год) до 15,7% ВВП будет обеспечено в целом не за счет увеличения ставок налогов, а за счет улучшения администрирования и оптимизации внутренней структуры налоговой системы. Помимо улучшения сбора налогов эти меры будут направлены на стимулирование активности сектора предприятий и роста экономики.
После снижения до 492 млн. сомов в 2005 году, в соответствии с изменившейся политикой доноров и выделением увеличенной части помощи в виде грантов на 2006-2008 годы планируется значительное увеличение поступления грантов в государственный бюджет до 1 218-1 470 млн. сомов в год.
В соответствии с политикой бюджетной консолидации и сокращения внешнего долга планируется жестко ограничивать разрыв между совокупными поступлениями в государственный бюджет, включая гранты, и его расходной частью. Финансирование этого разрыва, которое осуществляется в основном за счет долговых операций, будет сокращено с 4,3% ВВП в 2005 году до 3,4% ВВП в 2008 году.
В целом, на рассматриваемый период СПБ 2006-2008 прогнозируется рост общих доходов бюджета, включая гранты, с 22,9 миллиардов сомов (20,2% ВВП) в 2006 г. до 28,1 миллиардов сом (20,5% ВВП) к 2008 году. Налоговые поступления увеличатся на 23,4% с 17,5 млрд. сомов в 2006 году до 21,6 млрд. сомов в 2008 году.
Основные цифры, иллюстрирующие ресурсы государственного бюджета на период СПБ 2006-2008, приведены в Таблице 4.
Таблица 4. Консолидированные поступления доходов в бюджет
2005 прогноз |
2006 прогноз |
2007 прогноз |
2008 прогноз | |||||
млн. сом |
% ВВП |
млн. сом |
% ВВП |
млн. сом |
% ВВП |
млн. сом |
% ВВП | |
Всего консолидированных доходов |
24 509,1 |
23,8 |
22 845,0 |
24,6 |
30 728,0 |
24,6 |
33 953,0 |
24,7 |
Всего доходов и грантов |
19 805,1 |
19,3 |
22 855,0 |
20,2 |
25 413,0 |
20,4 |
28 103,0 |
20,5 |
Всего доходов |
19 313,0 |
18,8 |
21 637,0 |
19,1 |
24 027,0 |
19,3 |
26 633,0 |
19,4 |
Налоговые поступления |
15 505,0 |
15,1 |
17 465,0 |
15,4 |
19 438,0 |
15,6 |
21 578,0 |
15,7 |
Подоходный налог |
1 659,0 |
1,6 |
1 877,8 |
1,7 |
2 131,2 |
1,7 |
2 452,9 |
1,8 |
Налог на прибыль |
1 002,4 |
1,0 |
1 099,1 |
1,0 |
1 205,5 |
1,0 |
1 320,0 |
1,0 |
НДС |
7 720,0 |
7,5 |
8 882,0 |
7,8 |
9 940,0 |
8,0 |
10 921,0 |
8,0 |
Налог с розничных продаж |
632,5 |
0,6 |
696,0 |
0,6 |
785,0 |
0,6 |
890,0 |
0,6 |
Акцизный налог |
1 366,2 |
1,3 |
1 467,1 |
1,3 |
1 615,0 |
1,3 |
1 789,0 |
1,3 |
Земельный налог |
376,0 |
0,4 |
376,0 |
0,3 |
376,0 |
0,3 |
389,0 |
0,3 |
Дорожный налог |
520,0 |
0,5 |
562,9 |
0,5 |
598,5 |
0,5 |
664,4 |
0,5 |
Отчисления в ФПЛЧС |
944,0 |
0,9 |
1 016,1 |
0,9 |
1 093,9 |
0,9 |
1 245,6 |
0,9 |
Таможенные пошлины |
490,0 |
0,5 |
573,0 |
0,5 |
620,0 |
0,5 |
683,0 |
0,5 |
Другие |
794,9 |
0,8 |
915,0 |
0,8 |
1 072,9 |
0,9 |
1 223,1 |
0,9 |
Неналоговые доходы |
3 619,0 |
3,5 |
3 964,0 |
3,5 |
4 360,0 |
3,5 |
4 803,0 |
3,5 |
Специальные средства |
2 160,0 |
2,1 |
2 381,1 |
2,1 |
2 619,6 |
2,1 |
2 958,7 |
2,2 |
Доходы от операций с капиталом |
189,0 |
0,2 |
208,0 |
0,2 |
229,0 |
0,2 |
252,0 |
0,2 |
Гранты |
492,1 |
0,5 |
1 218,0 |
1,1 |
1 386,0 |
1,1 |
1 470,0 |
1,1 |
Внебюджетные фонды | ||||||||
Доходы Социального фонда |
4 704,0 |
4,6 |
4 990,0 |
4,4 |
5 315,0 |
4,3 |
5 850,0 |
4,3 |
Номинальный ВВП |
102 846,2 |
113 372,9 |
124 729,4 |
137 282,0 |