• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Причины возникновения и типы инфляционных процессов

К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

1. Рост государственных расходов в ВНП, обусловленных расширением масштаба госсектора, государственного регулирования экономики, проведения социальных программ. Следствием этого может явиться так называемый «дефицит государственного бюджета» («шок спроса»[1]), источниками покрытия которого становятся займы в центральном банке страны, эмиссия денег, а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции.

2. Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций (монополий и олигополий), получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен.

3. Усиление профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы, в том числе путем сокращения предложения труда. Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, с другой - издержки производства. И то и другое является фактором роста цен.

4. Индексация денежных доходов населения. При необоснованно высоких её размерах индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.

5. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики.

6. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

7. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости национальных экономик и вовлечения их в мирохозяйственные связи той или иной страны. Данное положение вещей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы.

8. Инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Потребители закупают товары впрок, ожидая повышения цен. В результате этого ни требуют повышения заработной платы, а предприниматель принимает эти требования.

9. Все более сервисно-ориентированный характер экономики, с преобладанием доли занятых в сфере услуг.

Существует несколько видов инфляции. Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике.

С точки зрения темпов роста цен выделяют три основных типа инфляции: 1) ползучая инфляция – это инфляция, развивающаяся медленными темпами. Она характеризуется небольшими темпами обесценения денег - 10-20 процентов в год.

2) галопирующая инфляция – инфляция, развивающаяся стремительными темпами. Для неё характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год.

3) гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся среднемесячным приростом цен свыше 50 процентов, среднегодовым - свыше 200 процентов (наносит огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушает натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег).

В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают:

1) открытую инфляцию, которая характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги;

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены