• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса

В плане гармонизации финансовых отношений в настоящее время, на взгляд автора, основными проблемами являются проблема внешнего долга банковского сектора и связанный с ним риск ликвидности банковского сектора, ситуация с перегревом на рынке недвижимости, а также качество кредитного портфеля банков. Обязательным условием успешного развития финансового сектора является второе выделенное направление деятельности, связанное с минимизацией системных рисков и поддержанием финансовой стабильности. И наконец, без формирования должной культуры принятия рисков в финансовых организациях невозможно достижение реальной финансовой стабильности в стране, что говорит о необходимости деятельности в третьем из предложенных направлений. Предложенные автором направления деятельности подразумевают решение некоторых конкретных задач.

Первой и одной из наиболее важных задач в этом направлении является "мягкая" коррекция перегрева рынка недвижимости. В настоящее время в ряде случаев падение цен достигло 50% и более, что позволяет говорить о возможности полномасштабного кризиса в сфере недвижимости уже в этом году. Подобный исход, по сути, не выгоден как банкам, которые опасаются массовых дефолтов по займам, связанным с недвижимостью, так и всем остальным экономическим субъектам вплоть до отдельных граждан в силу того, что производственный сектор экономики во многом представлен строительным кластером экономики. Понятно, что у банков в настоящее время отсутствуют средства для финансирования рынка недвижимости, поэтому государство должно взять на себя часть связанных расходов по финансированию этого рынка. Оптимальным решением в данном вопросе станет, на наш взгляд, расширение программы госзаказов строительной отрасли. Кроме того, государственные структуры должны профинансировать программы сноса частного сектора и ветхих строений с целью создания платежеспособного спроса на жилую недвижимость. Разумеется, компенсации, выплачиваемые при этом, должны быть достаточными для оживления рынка и увеличения количества сделок на нем. При этом следует снизить роль ипотечного кредитования в процессе покупки недвижимости с использованием системы пруденциальных нормативов.

Достаточно сложной проблемой является внешний долг банковского сектора страны, составляющий, по данным НБ РК, порядка половины ВВП страны. В настоящее время БВУ стремятся рефинансировать свои долги перед зарубежными финансовыми институтами, несмотря на завышенные ставки на международном рынке капитала. Фактически появляется сильная зависимость казахстанской финансовой системы от внешнего финансирования, что делает ее крайне уязвимой к внешним шокам. Для решения данного вопроса государство должно сконцентрировать усилия на снижении уровня совокупного внешнего долга банковского сектора. Вполне оправданной мерой в данном случае может послужить государственное содействие банкам в рефинансировании внешней задолженности в виде кредитования по льготным ставкам. В то же время требуется принятие мер для ограничения каналов для получения синдицированных займов из-за рубежа, например, в форме ужесточения пруденциальных нормативов. Еще одним достаточно адекватным решением является стимулирование привлечения средств на фондовом рынке. В частности, вполне может использоваться следующая схема:

Банки проводят дополнительную эмиссию акций в пределах 15-20% от настоящего объема уставного капитала.

Данный выпуск выкупается государством.

Выкупленные акции размещаются государством на торговой площадке РФЦА.

В данном случае государство выступает посредником при осуществлении финансирования банков, а они, в свою очередь, получают ликвидность для оплаты внешнего долга. При этом стимулируется развитие РФЦА.

Кроме этого, следует учесть, что акцент на развитии фондового рынка, который сейчас делается властями, также несет в себе угрозы финансовой стабильности. Как показывает мировой опыт, фондовый рынок подвержен перегреву даже в большей степени, чем рынок недвижимости. Поэтому льготы инвесторам и эмитентам должны обязательно сопровождаться достаточно эффективным пруденциальным надзором, в противном случае Казахстан рискует повторить путь стран Латинской Америки, переживших кризис в 90-е годы прошлого века.

Первым шагом во втором предложенном направлении деятельности должно стать совершенствование деятельности по поддержанию финансовой стабильности. Здесь возможно предложить расширение штата соответствующих подразделений НБ РК и АФН и, возможно, расширение их полномочий. Кроме того, необходимо финансирование фундаментальных и прикладных исследований в данном направлении.

Необходимым условием для эффективного мониторинга устойчивости финансового сектора является наличие адекватной системы сбора и обработки информации, что подразумевает повышение эффективности аналитических и статистических служб.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены