Характерные причины возникновения и развития инфляции в РФ
Поскольку указанная сбалансированность предложения и спроса не достигнута, то для инфляции остается широкое поле действий, которое в лучшем случае можно только несколько ограничить. Не случайно, что все намерения правительства в этой области чаще всего в полном объеме не осуществлялись (уровень инфляции выходил за объявленные границы), а в 2007 г. отмечен очередной всплеск инфляции, который продолжался и в 2008г.
Цели запуска механизма инфляции:
1. разрушение системы социалистической плановой экономики, использование инфляции как рычага ее разгосударствления и приватизации. Переход к рыночному ценообразованию сразу же ухудшил финансовое положение большинства государственных предприятий – возросли задолженность и неплатежи, многие предприятия стали убыточными, их активы резко обесценились. Все это подталкивало руководство предприятий к их приватизации и акционированию;
2. использование инфляции как инструмента первоначального накопления частного капитала. Государственные предприятия приобретались по заниженным (по отношению к реальной рыночной стоимости) ценам. Инфляция расширила возможности быстрого первоначального накопления путем легализации спекулятивных торговых и финансовых операций, разного рода посреднической деятельности, рейдерства. Через механизм инфляции частный капитал снижал реальную заработную плату наемного персонала, а формирующееся буржуазное государство уменьшило реальный размер (покупательную способность) пенсий, пособий и других социальных гарантий населению; фактически были демонтированы существовавшие ранее общественные фонды потребления. Быстрый рост числа частных состояний происходил на фоне снижения объемов производства и ухудшения качественных показателей работы большинства приватизированных предприятий;
3. использование государством и частным сектором экономики инфляции как ценового инструмента перераспределения доходов населения и предприятий. Благодаря инфляции государство получает дополнительный инфляционный налог, уплачиваемый потребителями товаров и услуг. При уровне инфляции один процент в месяц этот налог составит за год 12% к номинальной сумме конечных доходов (или конечных расходов) экономики. Соответственно в тех же размерах сократится покупательная способность конечных доходов. Те корпорации и банки, которые повышали цены производимых товаров и услуг в больших размерах, получили дополнительную прибыль. Наоборот, другие корпорации и предприятия, которые сделать это не смогли, столкнулись с увеличением издержек производства снижением прибыли, их финансовое состояние ухудшилось; часть из них разорились или были поглощены конкурентами.