Налоговые доходы бюджета РФ, их состав и особенности
С течением времени роль налога на прибыль организаций меняется, в первую очередь, в зависимости от стоящих перед государством задач. Приведем изменения основных элементов налога на прибыль организации и их влияния на доходы бюджетной системы, таких как:
снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24%, а затем с 2009г. до 20% с изменением методики расчета налоговой базы исходя из данных налогового учета;
отмена льготы по налогу на прибыль малым предприятиям, инвестиционной льготы на капитальные вложения с возможностью установления налоговых преференций лишь на региональном уровне;
предоставление возможности отнесения на расходы 10% первоначальной стоимости основных средств при расчете налоговой базы;
увеличение предельного размера убытков прошлых лет, позволяющих уменьшить налоговую базу на эту сумму и др.
Необходимо отметить, что налоговая система России, в какой-то мере, является производной от систем налогообложения других стран, что подтверждается наличием следующих общих моментов: в России ставка налога на прибыль в 24% сопоставима со среднеевропейским уровнем (27%); базой подоходного налога с корпораций является разность между валовым доходом от всех источников и разрешенными издержками производства; наличие разного рода налоговых вычетов при расчете налогооблагаемой прибыли, в том числе, схожих типов льгот (ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и др.)
Анализируя динамику поступлений налога на прибыль организаций можно отметить, что их величина за 2001-2007гг. подвержена сильным колебаниям. Это свидетельствует о том, что за рассматриваемый период произошли серьезные изменения налогового законодательства в системе налогообложения прибыли (табл. 2).
Динамика роста налога на прибыль организаций в абсолютном значении достаточно высока. Однако можно заметить тенденцию к сокращению темпов роста налога на прибыль организаций: если в 2004г. темп прироста налога на прибыль составил 64,8%, то в 2007г. указанное значение уменьшилось до 30%. Проведенный анализ подтверждает наличие «лафферовых эффектов» в экономике. Резкое снижение ставки налога до 24% способствовало открытию прибыли, максимальный эффект от чего наблюдается в 2004г., когда поступления выросли более чем в полтора раза.
Вместе с тем, для пролонгирования стимулирующего эффекта влияния на экономику изменений налогового законодательства в части налогообложения прибыли целесообразнее было бы уменьшать ставку налога на прибыль организаций в несколько этапов. Исследование показателей макроэкономической активности позволило сделать вывод, что уменьшение ставки налога оказало положительный эффект на их, уровень реального ВВП увеличился на 7%, что превышает темп роста предыдущих лет практически в два раза.
Таблица 2
Налог на прибыль организаций в налоговых доходах бюджетной системы Российской Федерации
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Валовой внутренний продукт (ВВП), млрд.руб. |
8944 |
10831 |
13243 |
17048 |
21620 |
26781 |
32987 |
Динамика реального объема произведенного ВВП, в % к предыдущему году |
105,1 |
104,7 |
107,3 |
107,2 |
106,4 |
107,4 |
108,1 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, млрд. руб. в том числе: Федеральный бюджет Территориальные бюджеты |
2683,7 1115,3 1568,4 |
3519,2 1726,3 1792,9 |
4138,7 2012,3 2126,4 |
4938,7 2612,9 2325,8 |
6488,7 3015,1 3473,6 |
7784,2 3746,2 4038,0 |
9341,0 4756,2 4584,8 |
Темп прироста налоговых доходов консолидированного бюджета РФ к предыдущему году |
127,9 |
131,1 |
117,6 |
119,3 |
131,3 |
119,9 |
120,0 |
Налог на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ, млрд. руб. в том числе: Федеральный бюджет Территориальные бюджеты |
513,8 172,6 341,2 |
463,3 207,4 255,9 |
526,5 161,9 364,6 |
867,6 187,2 680,4 |
1332,9 377,6 955,3 |
1670,6 509,9 1160,7 |
2172,2 641,3 1530,9 |
Темп прироста налога на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ к предыдущему году |
128,8 |
90,2 |
113,6 |
164,8 |
153,6 |
125,3 |
130,0 |
Удельный вес налога на прибыль организаций в ВВП, % |
5,74 |
4,28 |
3,98 |
5,09 |
6,17 |
6,24 |
6,59 |
Удельный вес налога на прибыль организаций в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ, % в том числе: Федеральный бюджет Территориальные бюджеты |
19,1 15,5 21,8 |
13,2 12,0 14,3 |
12,7 8,0 18,1 |
17,6 7,2 29,3 |
20,5 10,7 29,1 |
21,5 13,6 28,7 |
23,3 13,5 33,4 |