• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Антимонопольное законодательство РФ

Одним из инструментов проведения государственной антимонополь­ной политики, направленной на регулирование процессов экономиче­ской концентрации на товарных рынках и деятельности крупных пред­приятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного то­вара долю более 35% (далее - Реестр).

Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществле­ния государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразова­ний в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существо­вали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от эко­номических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополи­стов, как инструмент предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 до 1995 г, носил жестко при­нудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков - доминиру­ющего положения на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6% выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15­-20% - на региональном (рис.4).

Рисунок 4 - Процент регулирования выпускаемой продукции

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра по­требовалась совершенно новая парадигма его формирования: из инстру­мента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изме­нения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции .» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого докумен­та на название «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рын­ке определенного товара более 35 процентов» указывает на его информа­ционно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контро­ле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приоб­ретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не толь­ко название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конку­ренции .», включающая изменения и дополнения действующих поло­жений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкам не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам кон­курентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разра­ботка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены