• Главная
  • Карта сайта
  • Контакты
Меню сайта
  • Система валютного контроля
  • Денежные системы, их типы и развитие
  • Приемы и методы финансового анализа
  • Характеристика оборотных активов организации
  • Концептуальные основы финансового менеджмента
  • Изучаем финансы

Понятие финансового состояния экономических субъектов

Среди экономистов нет единой точки зрения по вопросу определения понятия «финансовое состояние».

Существуют мнения, что финансовое состояние предприятия:

Ø многомерная экономическая величина, отражающая наличие и использование финансовых ресурсов предприятия [26, с. 185-186];

Ø совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов [32];

Ø совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства [41, с. 41];

Ø экономическая категория, отражающая финансовые отношения субъекта рынка и его способность финансировать свою деятельность по состоянию на определенную дату [45, с. 272];

Ø важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке, характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т. е. пассивов) [15, с. 7];

Ø характеристика финансовой конкурентоспособности предприятия (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами [5, с. 4];

Ø реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика [47, с. 62];

Ø способность финансировать свою деятельность, характеризующаяся обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью [43, с. 37; 45, с. 409];

Ø характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов);

Ø финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т. е. средств предприятия и их источников [53, с. 139] и др.

Изучение литературы по данному вопросу показывает, что в определениях финансового состояния чаще всего упоминаются размещение и использование финансовых ресурсов.

Авторы выделяют и такие параметры, как наличие финансовых ресурсов, платежеспособность, конкурентоспособность, устойчивость, взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами, надежность, кредитоспособность, возможности (потенциал) предприятия, мобильность средств и пр.

Обобщая различные трактовки, можно сформулировать следующее определение: финансовое состояние - это экономическая категория, характеризующая размещение, собственность и использование финансовых ресурсов, а также их достаточность в каждый момент времени.

Различия в понятиях отражаются и на структуре анализа финансового состояния. Многие исследователи определяют соответствующие направления (цели, задачи, этапы) анализа, разделяя на группы десятки финансово-оперативных коэффициентов и других методов анализа. Направления отличаются как по количеству выделяемых групп, так и по их внутреннему содержанию.

Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности предприятия: выполнения производственных планов, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, роста эффективности производства, а также от факторов, действующих в сфере обращения и связанных с организацией оборота товарных и денежных фондов, - улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов.

Любое предприятие является открытой системой, состоящей из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Вверх

© 2012 - 2013 - Все права защищены