Финансовая система государства. Характеристика звеньев финансовой системы РФ
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также
санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд-
жетной системы означает закрепление соответствующих видов до-
ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной власти РФ, органами го-
сударственной власти субъектов РФ и органами местного само-
управления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо-
дательных (представительных) органов государственной власти на
каждом уровне бюджетной системы:
34
• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• иметь собственные источники доходов бюджетов;
• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и
налоги;
• самостоятельно определять направления расходования бюд-
жетных средств;
• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
• получить компенсацию расходов, возникших в результате реше-
ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопусти-
мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис-
полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами
бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также
осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по-
терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис-
полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства.
Недопустимо также устанавливать расходные обязательства,
подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов
двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств
консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за
счет средств которого должно осуществляться исполнение соот-
ветствующих расходных обязательств.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-
ных образований означает определение бюджетных полномочий
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обяза-
тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд-
жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
определение объема, форм и порядка предоставления межбюд-
жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и
требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и
расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред-
полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас-
ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов
в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
В соответствии с этим принципом все государственные и муни-
ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных
средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму-
лированных в бюджетной системе РФ.
35
Налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов
и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно
по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп-
лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в
пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре-
дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум-
марному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини-
мизации размера дефицита бюджета.