Доходы бюджетов РФ. Сущность и классификация.
12. Налоговая система РФ и ее изменение в процессе реформирования бюджетно-налоговых отношений.
В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ
под налогом
понимает-
ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципального образования.
Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях.
Вы-
деляют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контроль-
ную функции налогов.
Суть фискальной функции
заключается в обеспечении поступления
необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия го-
125
сударственных расходов. Через фискальную
функцию налогов
про-
исходит огосударствление части национального
дохода в
денежной
форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли
государства. Таким образом, фискальная функция — это способность
налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время
фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для вы-
ражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слабо-
развитых странах так и происходит. Там налоги в основном выпол-
няют фискальную функцию.
Регулирующая
и стимулирующая функции
означают, что налог как
активный инструмент перераспределительных процессов оказывает
существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер-
живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, рас-
ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом
выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается
путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в
форме прямого директивного вмешательства, а путем управления по-
токами инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ-
ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей
функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздей-
ствие на экономику, когда имеет место эффект ≪запаздывания≫, т.е.
для получения запланированного результата в экономике от проведе-
ния налоговой
политики требуется определенное время.
Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует
количественно-качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных
пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно-
ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются
соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения,
других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате
органы государственной власти получают информацию для проведе-
ния налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу.