Доходы бюджетов РФ. Сущность и классификация.
собственником основных средств производства, государство полно-
стью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли,
создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70%
национального дохода.
Действовавшая система налогообложения способствовала пере-
распределению средств от экономически сильных хозяйствующих
субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим
предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц
были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и
гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю
сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные сред-
ства на счетах государственных предприятий.
Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в ос-
новном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.
Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог про-
порциональным.
Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий дру-
гих форм собственности (акционерных, кооперативных, с участи-
ем иностранного капитала и др.), изменение экономического строя
общества создали условия для реформирования налоговой системы.
С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР ≪О налогах с
предприятий, объединений и организаций≫, который устанавливал
следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,
налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозни-
ков, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог
на доходы.
Коренные преобразования в экономической сфере и развитие
рыночных отношений в России привели к необходимости серьезно-
го реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась
подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию
и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве
регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой
системы был использован опыт других стран, который получил от-
ражение в новом Законе № 2118-1 ≪Об основах налоговой системы
в Российской Федерации≫, который был принят 27 декабря 1991 г.
С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные
принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также пра-
ва, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых орга-
нов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 ≪О го-
сударственной налоговой службе РСФСР≫, регулирующий вопросы
организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты
и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок ис-
числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако
действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась
несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабиль-
ность налогового законодательства; наличие множества нормативных