Доходы бюджетов РФ. Сущность и классификация.
документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отноше-
ния, которые часто противоречили друг другу; большое количество
налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с
бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой
системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.
Указанные недостатки были частично устранены с принятием
Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ ≪О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации≫
(с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ) и Феде-
рального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ ≪О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера-
ции о налогах≫.
В настоящее время можно говорить о том, что налоговая систе-
ма в России приобрела некоторую стабильность и определенность.
В частности:
• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных
актах различных министерств и ведомств, как это было раньше.
Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только
представительными органами власти путем принятия соответ-
ствующих законодательных актов. Налоговое законодательство
опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который
является документом прямого действия, содержащим основные
правила взимания налогов в стране;
• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы
(федеральные, региональные и местные налоги). Региональным
и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива
в рамках закона;
• налоговая система России представляет собой сочетание двух
равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество)
и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, кос-
венные налоги не имели широкого распространения;
• в налоговой системе России появились новые налоги (НДС,
налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.),
которые не существовали раньше;
• налоговая система построена по единым принципам, единому
механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и
сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-
ственной налоговой службы;
• новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас-
пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями
граждан и хозяйствующих субъектов;
• при налогообложении к плательщикам предъявляются одинако-
вые требования и создаются равные условия путем определения
перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и
механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи,
гарантирующие однократность налогообложения.
В целом действующая налоговая система призвана выполнять
не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ-
ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность
государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых