Казначейская система исполнения бюджета, задачи и функции.
Федеральное
казначейство — это система органов федерального
казначейства, находящаяся в подчинении
Министерства финансов
РФ.
Его структура является трехуровневой.
Первый уровень —• Главное управление федерального
казна-
чейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и
освобождается
от должности Правительством РФ по
представлению министра
финансов РФ, по должности он является заместителем
министра
финансов.
Второй уровень — территориальные управления
федерального
казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автоном-
ным округам, юродам Москве и
Санкт-Петербургу. Руководители
территориальных
УФК назначаются и освобождаются от должно-
сти
министром финансов но представлению начальника ГУФК.
Третий уровень — территориальные отделения федерального
казначейства на местах (ОФК) — по городам (за исключением
городов районного подчинения). Руководители ОФК назначают-
ся и освобождаются от должности начальниками вышестоящих
органов по субъектам РФ.
Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они
сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе
стали вести учет и распределение федеральных доходов. По со-
стоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства
функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем
субъекте РФ — Республике Татарстан было открыто УФК. Таким
образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были
также созданы 2239 ОФК.
Главное управление Федерального казначейства Министерства
финансов РФ выполняет следующие функции:
• осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального
бюджета;
• управляет движением средств на счетах казначейства;
• доводит информацию о результатах исполнения федерального
бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных
органов власти;
• осуществляет руководство работой нижестоящих органов казна-
чейства, получает от них оперативную информацию и отчетные
данные о доходах и средствах федерального бюджета;
• ведет сводный реестр распорядителей средств федерального
бюджета;
• обеспечиваетисполнение нижестоящими органами казначейства
бюджета в соответствии с действующим законодательством;
• организует распределение в установленных размерах доходов
между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а
также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений
по государственным налогам и доходам;
• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и
кассовое планирование средств федерального бюджета.
Основной функцией Управлений Федерального казначейства
по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через
нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о
формировании доходной части и расходовании средств федераль-
ного бюджета.
В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения
следующих задач:
1. Организация, осуществление и контроль за исполнением
бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами
на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы.
2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами,
осуществление контроля за поступлением и использованием вне-
бюджетных средств.
3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ-
ственных финансов, предоставление высшим законодательным
и исполнительным органам власти и управления отчетности о
финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах,
а также о состоянии бюджетной системы в целом.
4. Управление и обслуживание совместно с Банком России и
другими уполномоченными банками государственного внутрен-
него и внешнего долга РФ.
5. Размещение на возвратной и платной основе государствен-
ных финансовых ресурсов.
6. Разработка методологических и инструктивных материалов
о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящим-
ся к компетенции казначейства, обязательных для органов госу-
дарственной власти и управления, предприятий, учреждений и
организаций.
7. Ведение операций по учету государственной казны РФ.
При казначейской системе исполнения бюджета происходит
концентрация двух потоков денежных средств — доходного и рас-
ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:
1) значительно ускорить процесс финансирования за счет со-
кращения пробега средств от распорядителя до конечного получа-
теля, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;