Анализ рентабельности предприятия
Главное назначение активов предприятия - приносить доход. Предприятие может манипулировать своими активами любым, не запрещенным законом способом, чтобы максимизировать положительный конечный финансовый результат.
Поэтому, любая закупка должна иметь предварительное финансовое обоснование, основным критерием которого является максимизация доходов. Если окажется, что приобретенный актив не способен обеспечить ожидаемый доход, то он должен быть продан, а высвободившиеся средства вложены в другой более доходный объект.
Относительным показателем, определяющим уровень доходности предприятия, является рентабельность. Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используются для оценки деятельности предприятия и как инструмент в ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала.
В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей рентабельности (таблица 11). Наглядно это изображено на 11.
Таблица 11
Показатели рентабельности ООО «Агро - Сервер»
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение 2010 г. от 2008 г. |
Рентабельность продукции, % |
10,8 |
11,7 |
11,7 |
+0,9 |
Рентабельность продаж, % |
9,7 |
10,5 |
10,4 |
+0,7 |
Рентабельность капитала, % |
11,5 |
15,1 |
14,0 |
+2,5 |
Из данных таблицы 11 видно, что значения всех показателей рентабельности предприятия в динамке лет увеличились: рентабельность продукции на 0,9 проц. пункта, рентабельность продаж - на 0,7 проц. пункта, а рентабельность капитала - на 2,5 проц. пункта, т.е. доходность предприятия растет. Все это свидетельствует о том, что ООО «Агро - Сервер» достаточно эффективно использует имеющиеся у него активы.
Это связано с тем, что предприятие стало реализовывать товары, наиболее пользующиеся спросом, руководство стало более грамотно управлять капиталом, т.к. накоплен достаточный практический опыт работы.